Среда, 13.08.2025, 23:26

Kazan Music Community

Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
RSS
Форма входа
Календарь новостей
«  Август 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Новый Баттл-Отборочный тур (проходят 2 команды!)
Всего ответов: 95
Мини-чат
200

Школа Вокала


Скачать фильмы

Работа с вокалом.

ТИПЫ ДЫХАНИЯ

Различают следующие типы дыхания :

1. Грудное дыхание. При нем наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки. Диафрагма малоподвижна. Живот при вдохе втянут. Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхне-грудное, дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Это дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограничены движения гортани и потому затруднено голосообразование.

2. Смешанное, грудобрюшное (косто-абдоминальное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

3. Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки. Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще "низкое" дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более "высоко", и их дыхание ближе к грудному типу.

ОПОРА ДЫХАНИЯ.

Опора дыхания - это "игра" дыхательных мышц, четко координированное взаимодействие их во время сокращения, т.е. движения. Опора должна быть пластичной, упругой, гибкой.
Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Звук собранный, богатый тембровым красками, хорошо несущийся, округленный вокалисты определяют как опёртый звук. В противоположность ему не опертый звук беден по тембру, вялый, тусклый, недостаточно "полетный", несобранный, ниже оптимальной силы.

АТАКА ЗВУКА.

Начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука.

Виды атак:
1. Твердая атака.
2. Мягкая атака.
3. Придыхательная атака.

Различным видам атак можно научить. Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра. Атака, организуя работу голосовых складок в начальный момент голосообразования, определяет все последующее звучание.
Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно. Певческий голос человека особенно богат обертонами. Различные сочетания обертонов по высоте, силе, количеству создают общий фон звучания, окраску звука, или его тембр.
Индивидуальный тембр голоса обусловлен анатомическими особенностями голосового аппарата, но зависит также от согласованной работы голосовых складок и дыхания, от работы резонаторов. Поэтому в процессе обучения можно до некоторой степени влиять на качество тембра. Примером тому служит исправление горлового и носового призвуков. На тембр можно влиять, воздействуя на голосовые складки (изменяя атаки и регистры) и работу артикуляционных органов.
Существуют различные техники дыхания:

техника дыхания железной рубашки
техника дыхания по системе йогов

Происхождение техники дыхания железной рубашки.

По наблюдениям древних даосских мастеров именно таким типом дыхания пользуется человеческий зародыш, находясь в материнском чреве. У него отсутствует легочная вентиляция, поэтому он распределяет поступающие по пуповине физиологические жидкости и энергию Ци при помощи мышечных пульсации, аналогичных тем, которые применяются для перераспределения Ци в практике Железной Рубашки.
После рождения человек переходит на легочное дыхание. Постепенно оно становится более поверхностным, органы брюшной полости теряют подвижность, давление Ци (жизненной силы) в них падает. Они перестают оказывать сердцу заметную помощь в поддержании кровообращения. В результате токи всех физиологических жидкостей в системе организма замедляются, в теле развивается сухость, которая соответствует излишнему жару в энергетической структуре. Сообразно своим свойствам жар, обусловленный преобладанием стихии огня, поднимается вверх, образуя зоны застойной сухости в грудной клетке и голове. Равновесие нарушается, прохладная сила стихии воды опускается вниз к половым органам, скапливается там и рассеивается, покидая тело. Давление Ци становится еще слабее, привычка к нижнему дыханию утрачивается окончательно. Так происходит старение.
В организме человеческого зародыша жизненная сила Ци и физиологические жидкости поступают по пуповине и распределяются по малому небесному кругу, или Микрокосмической Орбите.
Если вы обратите внимание на то, как дышит ребенок, то непременно заметите, что живот его всегда имеет округлую форму.
При правильной практике нагнетающего дыхания энергетическое давление Ци в органах брюшной полости значительно возрастает, Ци из них распределяется по всему телу и накапливается в различных частях тела.

Элементы дыхательного комплекса "железной рубашки."

1. Упражнения способствующие улучшению нижнебрюшного дыхания

1.1. Нижнебрюшное дыхание в положении лежа
По мере улучшения качества дыхания в положении лежа вы сможете лучше контролировать нижнее дыхание в положении стоя.
а). Лягте навзничь, ноги выпрямлены или слегка согнуты, руки лежат на животе. Сделайте вдох, считая до девяти. Затем поднимите руки вверх перед собой. Сделайте выдох. Повторите дыхательный цикл девять раз при положении рук по бокам тела.
б). Лягте на спину, ноги выпрямлены или слегка согнуты, одна рука лежит на груди, другая - на животе. Сделайте вдох, считая до девяти и позволяя животу подниматься по мере наполнения воздухом. Выдохните. Повторите упражнение девять раз при положении рук по бокам тела.
в). Повторите первое и второе упражнения, лежа сначала на одном, затем на другом боку, ноги согнуты в коленях.

1.2. Дыхание с помощью низа живота, лежа на наклонной доске
а). Лягте на наклонную доску, положив на живот груз. Вдохните, заставляя мышцы передней брюшной стенки приподнимать груз. Задержитесь в таком положении, затем выдохните.
б). Увеличьте вес груза. В дальнейшем выполняйте упражнение, еженедельно увеличивая груз. Упражнение следует повторять количество раз, кратное трем: например, девять, восемнадцать, тридцать шесть.

1.3. Укрепление мышц и органов брюшной полости путем сопротивления давлению
С помощью силы воли и мышечных усилий сконцентрируйте Ци в фасциях мышц, находящихся непосредственно в области давления, затем противодействуйте с помощью Ци.

1.4. Нижнебрюшное дыхание в положении стоя
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Сделав вдох, задержите дыхание как можно дольше. Выдохните. Упражнение следует повторять кратное трем количество раз.

2. Дыхательные упражнения, способствующие упаковке энергии Ци в части и органы тела

2.1. Дыхание с помощью низа живота
Начните нижнебрюшное дыхание, расширяя мышечные стенки низа брюшной полости.

3.1. Опускание диафрагмы
Сделав вдох, опустите диафрагму вниз, поддерживая мышцы грудной клетки в расслабленном состоянии. Сделайте выдох, втягивая в себя живот. Ощутите, как поднимаются кверху тазовая и урогенитальная диафрагма, а также наружные половые органы.

3.2. Обратное нижнебрюшное дыхание
Направьте поток Ци вниз к области пупка. Обратное нижнебрюшное дыхание начните с выдоха, сделав при этом живот плоским. При вдохе сохраняйте расслабленное состояние мышц груди, не позволяя животу выпячиваться.

3.3. Незначительное сжатие тазовой и урогенитальной диафрагмы
Слегка сжимая тазовую и урогенитальную диафрагму, одновременно слегка подтяните вверх область анального отверстия; также подтяните яички (женщинам следует сжать мышцы влагалища).

3.4. Дыхательный цикл с упаковкой энергии Ци во внутренние органы
Дыхание с упаковкой Ци начните с фазы вдоха. Используя процесс упаковки Ци во внутренние органы, постарайтесь сконцентрировать энергию в небольшой области и удержать ее там. Диафрагма при этом должна быть опущена, а живот должен быть плоским и слегка втянутым. Подтяните кверху половые органы и область ануса и закройте их так, чтобы энергия не могла выходить из всех трех зон своей концентрации.

3.5. Упаковка энергии Ци во внутренние органы
Направьте поток Ци вниз, к почкам. Наполнив почки энергией, плотно упакуйте ее.

3.6. Выдох и расслабление
Сделав выдох, позвольте Ци выйти из мест своей концентрации. Расслабьтесь.

Подготовка вокального и речевого аппарата.
Для разогрева аппарата есть несколько физических упражнений:

1. Возьмите большим и указательным пальцами за крылышки носа, издавая звук и выдувая его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки.
Нажатия должны быть очень мягкими и быстрыми. (Упражнение делается 20 раз, прерываемся, затем повторяем еще несколько раз.
2. Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних эубов. Язык должен плотно прилегать к зубам
(Сделайте это упражнение по 10 раз в каждую сторону).
3. Слегка сомкните губы и вытяните их вперед. На высоком тоне голоса попробуйте повибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки. Выдувание звука должно быть очень мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения вы должны будете почувствовать легкое щекотание на губах ,.Повторите упражнение несколько раз, затем усложните упражнение. Тем же приемом, не меняя положения губ провибрируйте гаммочку вверх и вниз .(гамма-поступенное движение вверх и обратно).
4. Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку.

Рекомендации ораторам во время работы.

1. Во время чтения лекции глаза должны быть мягкими, улыбчивыми.
Брови чуть приподняты, ноздри слегка вздернуты, а мышцы щек сокращены в улыбке.
Достаточно улыбнуться глазами или просто подумать об улыбке, мышцы щек автоматически сократятся.
Лицо станет одухотворенным и очень обаятельным.
2. Старайтесь говорить высоко и спокойно, это не даст связкам устать, а слушатель будет вынужден сосредоточиться на приятном тембре вашего голоса.
3. Говорить спокойно, не значит говорить без красок (монотонно).

Главное как для оратора ,так и для вокалиста уметь правильно распределить дыхание и силу голоса.
В каждом вашем предложении есть вершина (смысловая точка), вот к ней энергетически по нарастающей идет усиление вашего голоса, затем естественен мягкий спад к концу предложения, Пользуйтесь голосовыми красками, эмоционально подпитывая организм, а для этого поговорим о дыхании, артикуляции и дикции
Артикуляция очень важна. Активная подача .Чем больше вы помогаете себе, артикулируя (утрируя согласные и открывая максимально рот на гласные), тем меньше давление у вас идет на связки и значит голос будет менее уставший.

Поговорим о дыхании.

Дыхание- не должно быть прерывистым, коротким и чрезмерно длинным.
Дыхание должно быть ровным!
Старайтесь вдыхать ртом и носом одновременно. Рот чуть приоткрыт. Ощущение такое как- будто вы нюхаете цветок. При таком положении аппарата все мышцы правильно сокращены.
Не старайтесь говорить очень длинную или несколько фраз на одном дыхании. Это вредно. Из за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на горло, а в таком состоянии аппарат очень быстро устает, слушатель же через некоторое время от нехватки воздуха начнет зевать и чувствовать дискомфорт.
Иногда очень обидно наблюдать на сцене исполнителей, лекторов,
педагогов, не имеющих представления о манере и культуре сценического поведения.

Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта.

1. Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену еще дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит.
2. Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется "сцена".
3. Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.
4. Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения и нетерпения быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно,с достоинством с высоко поднятой головой.
5. Вот вы на сцене и перед вами сотни и тысячи зрителей.

Не начинайте выступление сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие.

6. Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту рекомендую раза три медленно вдохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик языка- это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта.
7. Стройте программу вашего концерта по нарастающей, перемежая сильные тяжелые произведения более легкими, чтобы связки и весь организм успевал немного отдохнуть.
8. Ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством, не забывая при этом про улыбку.
9. Не кланяйтесь в низком реверансе- это признак дурного тона. Также не рассылайте бесконечные воздушные поцелуи.
10. Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают эмоциональное состояние каждого произведения.
11. Не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение, удобное для вашего тела. Я не рекомендуюстоять во время пения фронтально к публике, лучше развернуть торс в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед.
12. Не машите чрезмерно руками- это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого требует образ.
13. Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не заканчивайте концерт после пика менее выигрышными произведениями.
Заканчивайте тогда, когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать.

Пожелание.

Я надеюсь что все мои рекомендации которые вы получили помогут.
Наберитесь терпения и вперед

Певческий голос.

Понятие "певческий голос" связано со способностью человека петь.
В отличие от речи, звуки голоса певческого имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Пользоваться голосом певческим человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Различают голос певческий. бытовой ("не поставленный") и профессиональный ("поставленный"). Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества голоса певческого., как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата могут быть развиты в процессе постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.
Определяющие качества голоса певческого - красота тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.

Женские голоса :

сопрано
меццо - сопрано
контральто

Мужские голоса :

тенор
баритон
бас

Голос мальчиков:
дискант.

Женские голоса подразделяются на :

Колоратурное сопрано - самый высокий женский голос. (диапазон : до первой октавы - фа третьей октавы.) Голос очень хрупкий, изящный с беспредельным серебряным верхним регистром. Легкость позволяет исполнять сложнейшие рулады , широкие скачки, изящные мелизмы и невероятно бравурные пассажи.
Оперные партии: Царица ночи ( Волшебная флейта), Кукла ( Сказки Гофмана), Снегурочка ( Снегурочка).
Лирическое сопрано -(диапазон : до первой октавы - до, рэ третьей октавы.)Голос кантиленный , мягкий , ярко звучит на всем диапазоне.
(Оперные партии : Виолетта (Травиата), Иоланта (Иоланта), Маргарита (Фауст).
Лирико - драматическое сопрано - более объемный ,очень выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто.
Оперные партии : Татьяна (Евгений Онегин.) Норма (Норма), Аида (Аида).
Драматическое сопрано - сильный , объемный, ярко тембральный голос. Это дает ему возможность петь всю партию на сильном эмоциональном накале.
Оперные партии : Тоска (Тоска) ,Абигаиль ( Набукко ), Турандот (Турандот).
Меццо - сопрано - средний голос между сопрано и контральто.
Лирическое меццо - сопрано - светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано. (диапазон : ля малой октавы - ля, си второй октавы ).
Оперные партии: (Амнерис (Аида), Эболи (Дон Карлос), Ганна (Майская ночь), Весна (Снегурочка)
Центральное меццо-сопрано - крупный, плотный ,сильный голос.
Оперные партии: Любаша (Царская невеста), Марфа (Хованщина),
Азучена (Трубадур), Кармен (Кармен).
Колоратурное меццо-сопрано -очень редкий голос наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи ,фиоритуры и рулады.
Оперные партии: Изабелла (Итальянка в Алжире), Розина (Севильский Цирюльник), Золушка (Золушка).
Контральто - самый низкий женский голос. Бархатный с шикарными грудными нотами.
Оперные партии: Ратмир (Руслан и Людмила), Кончаковна (Князь Игорь),
Ольга (Евгений Онегин), Ульрика (Бал маскарад).

Мужские голоса подразделяются на :

Лирический тенор - серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами голос (диапазон : от до первой - си, до третьей).
Оперные партии: Ленский (Евгений Онегин), Левко (Майская ночь), Линдоро (Итальянка в Алжире) Граф Альмавива (Севильский Цирюльник).
Лирико-драматический тенор - более спинтовый и плотный голос.
Оперные партии: Альфред (Травиата), Герцог (Риголетто), Владимир Игоревич (Князь Игорь).
Драматический тенор - объемный, яркий, голос с металлом, по природе очень сильный.
Оперные партии: Герман (Пиковая Дама), Манрико (Трубадур), Туриду (Сельская честь), Калаф (Турандот).
Контр - тенор - голос, звучащий в тесситуре меццо-сопрано. Поет развитым фальцетом. Применяется в старинной, барочной музыке. (Гендель, Бах, Каччини, Монтеверди)
Лирический баритон - высокий, яркий, подвижный голос. (диапазон: ля большой -ля первой октавы).
Оперные партии: Фигаро (Севильский цирюльник), Дон Жуан( Дон Жуан), Дон Паскуале (Дон Паскуале), Валентин (фауст), Елецкий (Пиковая Дама).
Драматический баритон - бархатный, объемный, сильный по всему диапазону голос.
Оперные партии: Амонасро (Аида), Яго (Отелло), Дагон (Самсон и Далила).
Бас - самый низкий мужской голос. (диапазон : до большой октавы -ре, ми первой октавы).
Высокий бас - обычно характерный, подвижный ,комический.
Оперные партии: Дон Базилио (Севильский цирюльник), Лепорелло (Дон Жуан), Малатеста (Дон Паскуале), Мустафа (Итальянка в Алжире).
Центральный бас - крупный, яркий, очень сочный голос, богатейший грудной регистр.
Оперные партии: Борис Годунов (Борис Годунов), Мельник (Русалка), Филипп (Дон Карлос), Рене (Иоланта), Кончак ( Князь Игорь).
Бас-профундо - очень низкий, грудной, объемнейший голос.
Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке.

Дискант - голос мальчиков. Дисканты разделяются на низкие, средние и высокие по вокальным партиям.

Певческие регистры.

1. Нижний регистр: малая, большая и т.д. октавы.
(Мужчины имеют два регистра: грудной и фальцет ).
2. Средний регистр: I октава (сим-ре2).
(Потенциальный участок соединения грудного и головного голосов).
3. Верхний регистр: II октава, женщины могут петь выше.
( Женщины имеют грудной, средний (медиум - mixt) и головной).
4. Суперголовной регистр - участок, располагающийся на четвертом переходном участке женского диапазона, при этом ощущается уход за пределы обычного головного голоса, а так же дополнительное чувство свободы. У девочек это наблюдается от си2 и выше.

Диапазон.

Диапазон определяется набором звуков, которые можно спеть голосом (определить диапазон ученика).
Диапазон - это расстояние от крайней верхней до крайней нижней ноты, которые может спеть ученик. Обычно рабочий (тренировочный диапазон) шире концертного.

Тесситура.

Тесситура - это высотное положение звуков произведения по отношению к диапазону.
Вид тесситуры определяет высота первой части диапазона, которая используется в произведении. Если высокие верхние звуки - значит тесситура высокая и т. д.

Тембр.

Тембр - это окраска голоса ( мягкий, резкий, густой, звенящий, бархатный, и т.д.). По тембру можно найти каждому голосу свой цвет, так же, как по типу окраски звуков, воспроизводимых на инструменте (фортепиано), используя теплые и холодные тона.

Например:
По опросу детей по определению цвета звуков на протяжении многих лет у большинства детей определялись одни и те же цвета на звуки:
нота фа1 - желтый цвет(теплый),
нота соль - зеленый цвет (ласковый),
нота ля - красный цвет (устойчивый, густой),
нота си - голубой цвет, почти что насыщенный синий (летящий, иногда сравнивают с журчащим ручьем.),
нота до2 - белый цвет,
нота ми1 - синий, иногда говорят сиреневый цвет (холодный),
нота ре1 - коричневый цвет (единогласно)-(густой, теплый),
нота до1 - черный цвет.
Высокая позиция звука
Именно ощущение "головы" придает пению высокую позицию, полетность.
"По-настоящему поет тот, кто умеет переносить звучание голоса в голову", - говорят итальянские мастера пения

Вибрато.

Вибрато - это периодические изменения высоты, силы и тембра определенного тона

Дикция.

Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа.

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтовuCoz