Главная » 2009 » Февраль » 4 » Новая статья: "Агрессия в текстах песен metal-групп"
Новая статья: "Агрессия в текстах песен metal-групп"
16:13
Об актуальности проблемы
На протяжении всего времени существования рок-музыки о ней формировалось мнение как о чем-то негативном: антиобщественная, бунтарская, злая и даже сатанинская – как только ее не называли. Тут дело не только в громком и тяжелом звучании или вызывающей экипировке рок-музыкантов и поклонников, но и в прямолинейных, жестких а подчас и действительно агрессивных текстах песен. В 60-е - 80-е гг. XX в. рок часто был формой протеста: в Америке - против войны во Вьетнаме, в СССР – против существовавшего политического строя. Но прошли десятилетия, и рок перестали воспринимать только как оружие, прекратили запрещать, он стал одним из популярных жанров музыки. Но почему же негативное отношение к року, а тем более к тяжелому, осталось? Я ищу ответ на этот вопрос уже 10 лет – с тех пор, как впервые услышала металл. В нем десятки различных направлений, разных по звучанию и тематике текстов. И, прежде чем навешивать ярлыки "хорошо" и "плохо", надо разобраться хотя бы в самых известных. Самые популярные стили металла
Heavy Metal (англ. букв. – "тяжелый металл"), одно из ответвлений хард-рока, получившее широкое распространение в начале 80-х гг., самый яркий представитель которого группа "Iron Maiden". Впоследствии хэви-метал разделился на множество самостоятельных направлений, и этот термин стал употребляться как в значении стиля, так и в значении жанра Metal в целом. А в некоторых странах металлом называют всю тяжелую музыку.
Стили металла"выделяются по степени тяжести звучания, техническим приемам и темам текстов. Для удобства их можно разделить на три группы: Thrash (англ. "удар"), Death ("смерть"), Black ("черный"). Данные стили характеризуются скоростной игрой, быстрой сменой риффов, четкой, тяжелой ритм-секцией; ударными с карданом; как высоким, так и низким рычащим вокалом (особенно в дэт-метале) и текстами о смерти, войне, оккультизме и безумии, имеющими направленность на общество (последнее больше относится к трэшу). Gothic ("готический"), Doom ("судьба"). Отличительная черта этих стилей – мрачное звучание, присутствие клавишных. Часто – наличие женского вокала. Тексты – более пессимистичные, мрачные, иногда – философские и лиричные. Самые распространенные темы: безысходность, самоубийство, депрессия, любование смертью… Speed ("быстрый"), Heavy ("тяжелый"), Power ("мощный"). Более быстрые, мелодичные стили, с преобладанием соло-гитары. Тексты разные по содержанию, более оптимистичные. Вокал – от низкого до высокого. Самые распространенные темы: свобода, протест, война, религия, эпос, фэнтези…
Чтобы понять, в чем заключаются особенности текстов песен того или иного стиля, рассмотрим их на примере трех групп с наиболее типичной лирикой. Анализ текстов I. Slayer (Thrash-metal). Название переводится как "Истребитель". Тема войны:
War ensemble
Infiltration push reserves Encircle the front lines Supreme art of strategy Playing on the minds Bombard till submission Take all to their graves Indication of triumph The number that are dead
Ансамбль войны
Армия запаса проникает в тыл противника, Окружает линию фронта. Высшее искусство стратегии Играет на умах. Бомбардир все еще повинуется. Так отправь их всех в могилы! Победа определяется Числом погибших.
Идея: для "сильных мира сего" война стала видом кровавого спорта и способом получения власти и прибыли.
Тема насилия и агрессии: Expendable youth
Struggling to survive The drug induced warfare to have control and principle obsession Expendable youth fighting for possession Violence is only a friend
Растрачиваемая юность
Борьба за выживание. Наркотик пробуждает войну за главенство и одержимость. Растрачиваемая юность сражается за обладание. Насилие – единственный друг.
Идея: становление подростка как личности происходит через боль и ошибки – это неизбежно.
Тема смерти и сумасшествия:
Dead skin mask
Dance with the dead in my dreams Listen to their hallowed screams The dead have taken my soul Temptation's lost all control
Кожаная маска смерти
В своих снах я танцую с мертвыми, Слышу их призывные крики. Мертвец забирает мою душу. Нет сил справиться с искушением.
Идея: созерцая гибель сквозь призму безумия, можно разглядеть ее привлекательность. Одень во сне маску из мертвой кожи, взойди на подмостки загробного театра и поиграй в смерть.
Sentenced (Gothic/Doom/Death-metal). Название переводится как "Приговоренный".
Тема безысходности:
Forever lost
now set me on fire...take me high when it's time to fly and when it's time to die higher...rise, my friend dance with me all the way - to the end
lost in the Night Frost forever lost
...to the end...
Навеки потерянный
прошу, сожги меня подними меня высоко когда настанет время летать, когда настанет время умирать выше…подними, друг мой танцуй со мной все время – до конца
заблудившись в Ночных Заморозках потерялся навсегда …до конца
Идея: погибать – так с музыкой.
Теме самоубийства:
Excuse me while I kill myself
"How do you do? Have yourself a pleasant afternoon!" Well, f…k you, too! "Good night" is the one I choose for you!
- I'll kill myself: I'll blow my brains onto the wall - C U in Hell, I will not take this anymore! Now, this is where it ends, this is where I will draw the line So, 'scuse me while I end my life
Прости меня, пока я себя убиваю
"Как дела? Хорошего тебе дня!" "Спасибо, и ты иди к черту!" "Спи спокойно" – это единственное, что я могу сказать тебе.
Я убью себя. Я разбрызгаю свои мозги по стене. До встречи в аду. Больше нет сил терпеть все это. Сейчас все закончится, здесь я проведу последнюю черту. Прости меня, пока я убиваю себя.
Идея: временами кажется, что единственный выход – это самоубийство… Единственный ли?...
Тема смерти:
The luxury of a grave Oh, no... (I'm sorry that I was born!) ...so wrong!
When death releases you from me Just dump my foul remains on some near-by field - I don't deserve a grave When you finally get rid of me Just let my corpse decay... unburied - I do NOT deserve the luxury of a grave
Роскошь могилы
О, простите меня, что я родился на свет, но так уж вышло… Когда смерть избавит тебя от меня, Просто свали мои грязные останки где-нибудь рядом с полем. Я не заслуживаю могилы. Когда ты наконец отделаешься от меня, Просто оставь мой не погребенный труп разлагаться. Я не заслуживаю могильной роскоши.
Идея: самоуничижение… Может, это крик о помощи? Вот что сами музыканты группы " Sentenced "говорят о своих текстах: "Конечно же, мы вложили в наши тексты значительную долю иронии, потому что мы вовсе не отчаявшиеся в жизни потенциальные самоубийцы, как, возможно, многие думают. А по мне, так, по-моему, получается очень здорово, когда на жизнерадостную музыку накладываешь депрессивный текст. Этот замечательный контраст дает слушателю уникальную возможность проникнуть в самые глубины наших саркастических умов!" Blind Guardian (Melodic Speed/Power-metal). Название переводится как "Слепой страж".
Тема фэнтези и эпоса:
The Bard's Song
Tomorrow will take us away Far from home No one will ever know our names But the bards' songs will remain Tomorrow all will be known And you're not alone So don't be afraid In the dark and cold 'Cause the bards' songs will remain They all will remain
Песня барда
Завтрашний день Унесет нас далеко от дома. Наши имена никто не узнает, Но бардовские песни запомнятся. Завтра каждый поймет, Что он не одинок. Так не бойся Темноты и холода. Ведь песни бардов запомнятся, Все песни запомнятся.
Идея: творчество вечно, так твори не смотря ни на что – согревай и освещай им наш мир. Тема борьбы за жизнь и свободу личности:
I'm alive
I'm alive my friend I can feel the shadows everywhere I'm alive I left the shadows far behind me another one is waiting in the dark
They say the system keeps the last chance to survive caught in this labyrinth of walls and lots of lies
Я жив
Мой друг, я жив. Я повсюду чувствую тени. Я жив. Я оставил эти тени далеко позади. Кто-то другой ждет меня во тьме.
Говорят, что система дает единственный шанс выжить. Они пойманы лабиринтом стен и лжи.
Идея: покинь лабиринт стереотипов и лжи, не бойся быть не таким как все, ведь именно это делает тебя живым.
Тема веры и страстей Христовых:
Another holy war Why am I born will I fail to rise again another crucifixion for another holy war can't stop what's going on
Новая священная война
Для чего я был рожден? Должен ли я умирать, чтобы воскреснуть? Новое распятие Для новой священной войны. Я не могу остановить все это.
Идея: жертвовать собой во имя жизни и добра тяжело, но необходимо.
Заключение:
Нельзя отрицать присутствие агрессии в некоторых стилях металла, но необходимо учесть, что лишь небольшая часть металлических групп делает из нее культ, пропагандирует ее. Для многих она равна "праведной злости", т.е. – это эмоциональная реакция на ложь, продажность суда и политики, на лицемерие, диктатуру и навязывание чуждых мнений, на загрязнение окружающей среды, терроризм и многие другие язвы общества (такие группы, как "Kreator" "Metallica" и "Anthrax" часто затрагивают эти темы в своем творчестве).
К сожалению, чем жестче лирика, тем она ближе к действительности. И чтобы выжить в нашем сложном мире, необходимо давать злу отпор: Держись! Держись! Ответь на их агрессию. Возьми оружие и защити себя" (группа "Tankard").Конечно, этот призыв – образное выражение, и его, как и многие подобные, нельзя воспринимать в прямом смысле. Вряд ли найдется такая музыкальная группа, которая на полном серьезе желает своим слушателям смерти и преступных деяний. Это не только неэтично, но и невыгодно в коммерческом плане: кто же тогда будет покупать их записи, ходить на концерты?..."Murder Fantasies" ("Фантазии убийцы") – песня о чувстве, когда ты очень сильно разозлен. Так сильно, что у тебя появляется желание убить этого человека, хотя ты и понимаешь, что все равно не сделаешь это. Если же человек воплощает такие фантазии в жизнь, значит, у него проблемы" (группа "Kreator"). То же самое можно сказать и о любовании смертью - это хорошо лишь до тех пор, пока она не врывается в нашу жизнь: "Черный металл – это игра, в которую я играю" (группа "Sodom").
К тому же, тексты песен, как и любая поэзия, не могут существовать без авторского субъективизма: творцам чужды "звуки без чувств, энергии или агрессии, исходящие из голодных до денег мозгов, а не из сердца". "Тот, кто никогда не творил, крушит сегодняшнюю музыку" (группа "Kreator"). Сколько разных групп – столько тем, идей, мнений. Ведь именно свобода творчества и разнообразие делает искусство таким, в котором каждый может отыскать что-то близкое себе.